Четверг, 21 ноября, 2024

Музыка заговорила сама. Юрий Башмет выступил в Северной столице вместе с юными талантами

Всероссийский юношеский симфонический оркестр (сокращенно ВЮСО) под управлением Юрия Башмета выступил в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках ноябрьского турне по городам России. В программе были сочинения Шуберта, Шнитке и Шостаковича.

Оркестр был создан в 2012 году, когда впервые более ста музыкантов из разных городов нашей страны были отобраны по итогам большого всероссийского конкурса. С тех пор конкурс в оркестр проходит каждые два года, по его итогам молодые музыканты по принципу спортивных сборов собираются вместе, репетируют, занимаются с педагогами, среди которых инструменталисты из ведущих оркестров, многие из них преподают в Московской государственной консерватории. Оркестр принимал участие в церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр, церемонии открытия чемпионата мира по футболу в 2018 году, ежегодно участвует в Зимнем международном фестивале в Сочи, выступает в разных странах.

Нынешний концерт в Большом зале представил ВЮСО в заметно обновленном составе, были юноши и девушки из многих городов России. В этом отношении коллектив, созданный Юрием Башметом 12 лет назад и с текущего года ставший федеральным, уникален. Нынешний сбор открылся концертом на сцене Большого театра к 95‑летию Александры Пахмутовой. Потом началось турне по пяти городам: Москва, Петербург, Сочи, Нижний Новгород, Калуга.

Статья по теме:

Музыка заговорила сама. Юрий Башмет выступил в Северной столице вместе с юными талантами

В Петербурге пройдёт всероссийский фестиваль современной музыки «Эклектика Шнитке»

Юрий Башмет перед концертом сказал, что состав обновился настолько, что «на первой репетиции вообще почти никого не узнал: пять человек только знаю по именам и лица знакомые. Но в том суть этого проекта, чтобы молодые музыканты учились жить в своей профессии и в быту тоже, общались, помогали друг другу. И главное — у молодых появляется смысл в жизни, цель, адрес и понимание того, чем заниматься, верно ли решили их родители, учителя. Попадание в оркестр — это подтверждение верности выбора».

Ажиотаж вокруг коллектива огромный: два года назад на конкурс подали заявки 850 человек. Сам конкурс делится на две ступени: первая на местах, потом победители приезжают на основной конкурс. Те, кто не проходит в оркестр, могут попытаться еще раз через два года, есть стимул расти. 

Программа представляла произведения разные по стилю и времени написания. Открыла концерт «Неоконченная» симфония Шуберта, состоящая всего из двух частей, одна из самых популярных и исполняемых симфоний композитора. Си-минорная симфония была случайно обнаружена в рукописях в 1865 году, сохранились наброски третьей части, но в партитуре Шуберт написал лишь две. Это породило многочисленные споры о форме симфонии: собирался ли композитор вообще ее дописывать, поскольку две части оставляют целостное впечатление.

Целостное впечатление они оставили и на концерте. Юрий Башмет дирижировал сидя, но молодые музыканты чутко откликались на его намерения. Оркестровая фактура была удивительно прозрачна. Конечно, в симфонии, начинающейся с унисона виолончелей и контрабасов пианиссимо, когда возникает вступительная тема, на первый план выходят струнные, продемонстрировавшие здесь тонкость динамических переходов и контрастов. Драматическая первая часть сменилась умиротворенной второй, окончание которой почти растворилось в тишине.

Читать также:
В Музее Державина открылась выставка «Я вижу берег отдаленный…», которая посвящена пушкинскому Крыму

В нынешнем году мир отмечает 90‑летие со дня рождения Альфреда Шнитке. Оркестр включил в программу его «Гоголь-сюиту», созданную из музыки к спектак­лю Театра на Таганке «Ревизская сказка» в авторской версии Юрия Башмета. И это была абсолютно другая музыка, где на первый план выступали необычные для симфонического оркестра инструменты, присутствовала развернутая партия клавесина. Шнитке писал в жанре полистилистики, и это дало возможность музыкантам и слушателям окунуться совсем в другую форму и содержание.

И, наконец, во втором отделении — Пятая симфония Дмитрия Шостаковича. Перед концертом Башмет отмечал, как важно выступить с этой программой именно в том зале, где в 1937 году состоялась премьера самой исполняемой симфонии Шостаковича. Тогда за пультом стоял Евгений Мравинский. Это был легендарный концерт. Молодые музыканты явно чувствовали ответственность момента. Юрий Башмет отметил, что для них это огромный стимул. Кроме того, в симфонии много соло в оркестре: у гобоя, флейты, фагота, скрипки, очень важна роль ударных. Ребята справились с «текстом» симфонии отлично, но порой возникало чувство, что техническая сторона перевесила содержательную, ведь 1937 год и обстоятельства написания симфонии далеки от сегодняшних юношей и девушек. Сам Башмет, являющийся художест­венным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», как мне кажется, со взрослым коллективом исполнил бы эту симфонию немного иначе.

Шостакович писал свою симфонию после травли, развернувшейся в прессе в 1936 году, когда его обвиняли в формализме. Пятая формально, но лишь формально, была «ответом» высокопоставленным критикам, ее классическая четырехчастная форма и оптимистичный финал как бы свидетельствовали об «исправлении». При этом тема симфонии, ее содержание проникнуты личной болью. Но на концерте произошел парадокс: стремясь исполнить симфонию максимально чисто, максимально прозрачно (да и Башмет стремился отойти от личностной интерпретации), молодые музыканты дали возможность музыке «говорить самой». Вспомним ахматовское: «она одна со мною говорит, когда другие подойти боятся». И симфония заговорила, прозвучав удивительно свежо, заставила вслушаться, пережить ее еще раз в «юном» обличье.

Концерт оставил радостное чувство. Нельзя сказать сейчас, какая карьера ждет молодых музыкантов, пополнят ли они ряды ведущих оркестров, станут ли солистами, и это даже не важно, все равно их участие во Всероссийском юношеском оркестре останется ярким воспоминанием. Интересно, что после окончания концерта многие из музыкантов остались на сцене, чтобы сфотографироваться на фоне зала, поговорить с подошедшими знакомыми. Хочется, чтобы радость от совместного создания музыки сопровождала их и дальше, тем более что у оркестра появляются региональные отделения в Челябинске, Казани и других городах.

Читайте также:

Музыкально-литературный вечер «Музыкальный мир Мейерхольда» прошёл на фестивале «Дягилев. P. S.»

Авторский вечер Александра Чайковского: известный композитор выступил в Мариинском театре

НОВОЕ НА САЙТЕ

ЭТО ИНТЕРЕСНО